Вы находитесь здесь: Главная » Развитие » Буквы для детей : занятия, задания, картинки, загадки!

Буквы для детей : занятия, задания, картинки, загадки!

В предыдущей статье мы уже говорили о том как изучать буквы для детей, какие простые правила могут помочь освоить алфавит быстро и с удовольствием. Теперь поговорим о том, по каким методикам можно заниматься, какие пособия и буквари лучше использовать, чем отличаются способы обучения.

Когда я сама искала для своего ребенка методики по изучению букв для детей, на каком-то этапе я просто утонула в информации, столько различных пособий, книг,  мультфильмов, видео-уроков было в интернете. А хотелось, безусловно, выбрать лучшее, самое подходящее и самое интересное. Поэтому постараюсь обобщить и систематизировать всю эту информацию, чтобы у мамочек, желающих изучать буквы со своим малышом,  с одной стороны была возможность  выбора (ведь разным детям нужны разные методики), а с другой стороны не нужно было перелопачивать кучу сайтов и тратить драгоценное время.  Конечно, я не смогу охватить здесь все существующие способы и учебники, но с  теми, что использовала сама, и с теми, что рекомендуют многие родители, уже научившие своих деток читать и писать, постараюсь вас познакомить.

bukvy-dla-detey-04

Методики

Итак,  как мы помним из нашей прошлой беседы, самая простая форма обучения детей  — игровая. И существует огромное количество методов основанных именно на играх, однако добиться  быстрого и долговременного результата можно комбинируя и «подгоняя» эти способы и методы конкретно под своего ребенка. Главное не изобретать велосипед, и не усложнять процесс – ведь главная цель всех методик это не просто выучить буквы для детей или освоить звуки для чтения, но и УПРОСТИТЬ и ОБЛЕГЧИТЬ сам процесс.

И если игровая форма обучения существовала давно, то совет изучать алфавитные буквы как звуки – относительно новая рекомендация. Я считаю это большой плюс, так как запоминать дважды разные названия, переучиваться во время обучения чтению – по меньшей мере, странно. Объяснить ребенку, почему буква называется «БЭ» а читается «Б» (не БЭаБЭушка, а БаБушка) потом довольно сложно, и, на мой взгляд, бессмысленно.

Основные существующие методики  и их краткое описание

Фонетическая

Способ, основанный на последовательности из запоминания букв и звуков алфавита, последующего складывания в слоги, затем в слова, и изучения многосложных слов. Потом слова складываются в словосочетания, те в свою очередь в предложения, далее в тексты. По этой методике большинство из нас училось в школе, она до сих пор применяется как базовая во многих дошкольных учреждениях и школах.

bukvy-dla-detey-06

Лингвистическая

Этот метод основан на чтении знакомых слов, которых ребенок к определенному возрасту знает уже достаточно много. Это уже не просто буквы для детей — это целые слова, которые он часто видит и знает что они обозначают.

Целые слова

Здесь нужно научиться распознать различные слова визуально. Без последовательного изучения букв, звуков, слогов, без объяснения состава слова. Ребенку не разъясняются правила соединения звуков и букв в слоги и далее в слова. Когда словарный запас достигает 60-90 слов, то детям показывают тексты, где этих слова встречаются  часто.

В нашей стране этот способ обучения  известен как метод Домана, особенно популярен

он был в 90-х годах среди сторонников раннего развития детей.

Метод Зайцева

bukvy-dla-detey-307

Всем известные «кубики Зайцева» разработаны для изучения «складов» — пар согласных и гласных звуков. Эти склады изображены на кубиках, из них ребенок потом складывает слова, после того как освоил несколько гласных и согласных.  Кубики разного цвета и размера. Относится к фонетической группе методик.

Метод Мура

Это интерактивные занятия с буквами для детей. Ребенок попадает в лабораторию с печатной машинкой, которая произносит звуки, знаки препинания, цифры, если нажать соответствующие кнопки. Далее идут упражнения — ребенок печатает  те слоги и слова, которые появляются на экране. Задания постепенно усложняются и ребенок постепенно учится  писать, читать и печатать.

Весь язык (whole language)

Суть метода в том, что имея определенные навыки, ребенок при чтении интересного текста видит незнакомые слова и должен угадать по соседним словам и картинкам к тексту, что это за слова. Он дополняет текст сам, не говоря вслух значения незнакомого слова.

 

Метод Монтессори

bukvy-dla-detey-03

Итальянский педагог Мария Монтессори создала целую систему воспитания, одним из аспектов которого является  обучение чтению и буквы для детей. По убеждению Марии ребятишек нужно сначала учить писать, и только потом читать. Причем без всяких азбук, пособий, букварей и прописей. Ребенок рисует букву как рисунок, ему легче воспринимать его, а не какой-то образ в книжке. Начинать она рекомендует с прописных букв, ведь круговые движения руке ребенка даются легче.

Дети рисуют и штрихуют, ощупывают  мягкие и пушистые игровые буквы,  и с удовольствием осваивают алфавит. Затем начинают составлять слова, писать. И все это по строго индивидуальной схеме. Кому-то требуется много времени на одну букву, кому-то нет, и т.д.

Методика Сесиль Лупан

Заключается в том, чтобы ребенок соотносил графическое изображение слов с тем, что он говорит.  То есть если усовершенствовать метод Домана, и карточки не просто показывать (что может быть скучно для ребенка), а прикреплять на предметы, писать на листе на стене большими буквами первые слова, которые говорит малыш, то графическая форма так же естественно впишется в обиход малыша, как и звуки. Более того между написанным,  сказанным  и показанным будет осязаема связь. Написанные слова перестанут быть абстрактными, а предметы, явления  и ощущения приобретут графическую форму.

Сесиль нарисовала свой алфавит для более легкого запоминания букв для детей.

bukvy-dla-detey-02

 

Подборка полезных материалов

Букварь Олеси Жуковой

Методики Железновых (музыкальные сказки, песни, потешки, английские варианты, обучение чтению и счету, буквы для детей)

Косыгина В.Н. – артикуляционная гимнастика

Кубики Чаплыгина (от 3 лет)

Видео-уроки Азбука малютка (с тетушкой Совой)

Букварь Жуковой

О. Павлова, серия «Учимся с Машей» книга «Буквы и слоги. Маша  и Медведь»

Колесникова Е.В. пособия по чтению, счету, рабочие тетради (например «Запоминаю буквы»)

Бунеев, Кислова «По дороге к азбуке» в четырех частях (рабочие тетради с методичками и прописями).

Букварь Соболевой

И еще один совет: перед тем как учить буквы для детей нужно послушать правильно ли малыш выговаривает звуки. И если есть какие-то проблемы (одни звуки заменяются другими, не выговариваются вообще), то нужно заниматься этой проблемой, делать языковую гимнастику, советоваться с опытным логопедом или дефектологом, и только потом учиться чтению!

1 Комментарий

  1. Развивающие онлайн игры предложенные на нашем сайте позволит Вашему малышу освоить азы русского языка и заложит фундамент для успешных результатов в школе. Представленный на нашем сайте материал рекомендуется для обучения детей дошкольного и младшего школьно возраста С помощью этих игр Ваш малыш легко и просто изучит алфавит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *